Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее - образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Нормативные документы
Федеральный уровень:
Распоряжение Министерства просвещения РФ "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества" (открыть)
Региональный уровень:
Постановление Губернатора Курской области (открыть)
Приказ комитета образования и науки Курской области "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества" (открыть)
Муниципальный уровень:
Приказ комитета образования г. Курска № 275 от 25.06.2021 (открыть) Сертификат о присвоении статуса региональной площадки
О реализации модели наставничества в МБОУ «Прогимназия «Радуга»
Прогимназия является апробационной площадкой "Внедрение методологии (целевой модели) наставничества" в Курской области.
В прогимназии реализуются следующие проекты:
Программа «Помогатор «Академия домашних волшебников» (модель «Дети-детям»);
Программа «Наставничество» целевой модели «Педагог-педагог».
Реализация проектов целевой модели «Наставничество» является структурным компонентом модели методической службы прогимназии и согласуется с другими целевыми содержательными блоками, которые взаимосвязаны между собой общей стратегией развития.
Модели наставничества
МОДЕЛЬ I: «Педагог (наставник - педагог-новатор) - педагог (наставляемый педагог, в.т.ч молодой специалист)
МОДЕЛЬ II: «Педагог-педагог (реверсивное наставничество, флеш-наставничество, командное наставничество, ПОС)»
МОДЕЛЬ III: дети-детям (ученик- ученик, ученик-воспитанник дошкольных групп)
Участники проекта в 2024-2025 учебном году (на 01.10.2024 г.)
Модель наставничества |
Наставники |
Наставляемые |
«Педагог-педагог» |
5 |
6 |
«Педагог-педагог» (реверсивное наставничество, флеш-наставничество, командное наставничество, ПОС) |
53 |
53 |
«Дети-детям» |
35 |
282 (начальная школа) 63 (дошкольные группы) |
Документы на уровне ОО:
Положение о наставничестве (модель «Педагог-педагог») (открыть)
Приказ о назначении кураторов по реализации целевой модели наставничества и утверждении программ (открыть)
Приказ об организации работы наставников и молодых педагогов (открыть)
Программа НАСТАВНИЧЕСТВА Модель «Педагог-педагог» (открыть)
Программа НАСТАВНИЧЕСТА «Помогатор с «Академией домашних волшебников». Модель «Дети-детям» (открыть)
Информация о лучших практиках наставничества
- Травина А.А., Ширяева В.В. Статья «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях, внедряющих проект «Школа полного дня» (открыть)
- Работа по ранней профориентации в рамках программы наставничества «Академия мастеров и домашних волшебников» форма наставничества «Ученик - ученик» (открыть)
- Паспорт практики наставничества (модель «Дети-детям») (открыть)