МБОУ «Прогимназия «Радуга»
город Курск, Курская область
  • Инновационная педагогическая площадка

    Инновационная педагогическая площадка

              В феврале 2020 года прогимназия вошла в перечень центров и площадок, создаваемых для осуществления сетевого  взаимодействия школьных библиотек Курской области.

                     

              В декабре 2018 году прогимназии "Радуга" присвоен статус инновационной педагогической площадки  "Региональная инновационная площадка по моделированию и психолого-педагогическому обеспечению социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных социокультурных условиях"  (приказ комитета образования и науки Курской области от 26.12.2018 № 1-1264А).

               

    Тема:

    «Моделирование и психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных социокультурных условиях»

    Научные руководители:

    Байбакова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук,
    заведующая кафедрой дошкольного и начального образования, ОБУ ДПО КИРО

    Травина Анна Алексеевна, директор МБОУ "Прогимназия "Радуга"

    Основные идеи

              ФГОС ДО,ФГОС НОО определяет требования к детям на первой и второй ступени образования. Важное значение имеют социальные и психологические характеристики личности ребёнка: положительное отношение к себе, другим и окружающему миру, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх и учебно-познавательной деятельности, способность договариваться, разрешать конфликтные ситуации, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, проявлять инициативность и самостоятельность во всех видах деятельности, соблюдать социальные нормы поведения и правила во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

    Указанные характеристики составляют основу социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Обоснование актуальности

              В связи с тем, что дети приходят в образовательные организации из разных социальных сред, увеличивается количество детей, имеющих узкий круг детских контактов и поэтому испытывающих трудности общения, связанные с неуверенностью в себе, нерешительностью, отсутствием самостоятельности, либо, наоборот, приобретают эгоцентрические  черты, конфликтное поведение, слаборазвитые умения, необходимые для игровой и учебной деятельности.

              С позиции практики всё острее осуществляется необходимость поиска путей эффективного социально-коммуникативного развития в образовательной среде дошкольной образовательной организации и начальной школы.

              Прогимназия "Радуга" является уникальной образовательной организацией, в которой проблема преемственности дошкольного и начального образования решается созданием специальных организационных и методических условий. Для повышения эффективности считаем необходимым разработать модель обеспечения социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с подробным анализом её структурных составляющих и реализацией психолого-педагогического сопровождения этого значимого аспекта детского развития.

    Цель и задачи исследования

              Цель: обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях развивающей образовательной среды Прогимназии "Радуга".

              Задачи:

    - провести диагностику условий и потребностей семей воспитанников и обучающихся Прогимназии "Радуга";

    - создать условия реализации ООП ДО и ООП НОО, позволяющие максимально обеспечить социально-коммуникативное развитие детей;

    - разработать и реализовать парциальную программу для дошкольников и программу внеурочной деятельности для младших школьников, направленную на социально-коммуникативное развитие с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей ;

    - обеспечить широкий диапазон вариативности реализации модели социально-коммуникативного развития за счёт многообразия форм образовательной деятельности;

    - разработать индивидуальные траектории социально-коммуникативного развития детей в рамках сетевого взаимодействия;

    - обеспечить создание гибкой системы взаимодействия Прогимназии с образовательными организациями города и области, учреждениями дополнительного образования и методическими службами;

    - создать условия для совершенствования кадрового потенциала и материально-технического оснащения Прогимназии;

    - разработать критерии и показатели эффективности социально-коммуникативного развития дошкольников и младших школьников;

    -обобщить  педагогический опыт и разработать методические рекомендации по внедрению модели социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

    Этапы проведения исследования

    1. . Подготовительный этап (2017 г.)
    1.  Анализ теоретических источников по проблеме социально-коммуникативного развития  обучающихся и воспитанников;
    2. Разработка нормативно-правовых документов, локальных актов для осуществления инновационной деятельности. 
    3.  Повышение квалификации руководителей, учителей начальных классов и воспитателей детского сада, привлеченных к инновационной деятельности на инновационной площадке.
    4. Усовершенствование учебных планов и рабочих программ.
      1. . Формирующий этап (2018-2020 гг.)
    1. Разработка и апробация модели социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
    1.  Определение организационных, методических, психолого-педагогических условий эффективного внедрения модели социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
    2. Проведение входной и промежуточной диагностик с целью определения стартового уровня и продвижения детей в социально-коммуникативном развитии;
    3. Разработка и ведение страницы сайта, посвященной инновационной деятельности;
    4. Создание региональной стажировочной площадки для трансляции опыта применения практико-ориентированного (дуального) подхода и профессиональных проб в профессиональном самоопределении обучающихся.
    5. Проведение консультаций и открытых занятий, мастер-классов по актуальным вопросам социально-коммуникативного развития.
      1. . Рефлексивно-оценочный этап (2021 г.)

    1) Оценка результативности внедрения модели социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (диагностика детей, анкетирование родителей);

    2) Разработка и издание методических рекомендаций по внедрению модели;

    3) Разработка программ социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

    4) Организация и проведение психолого-педагогических семинаров, вебинаров, конференций для образовательных организаций по проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Научная и практическая значимость

              Научная новизна заключается в разработке теоретико-практической модели психолого-педагогического обеспечения социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая включает совокупность взаимозависимых составляющих: интеграции методологических подходов, внешних и внутренних факторов, механизмов, этапов, критериев, уровней психолого-педагогических условий процесса социально-коммуникативного развития.

              Одним из ключевых механизмов обеспечения социально-коммуникативного развития детей выступает полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса, которое даёт возможность на основе диалога выстраивать новые отношения взаимодействия в цепочке "обучающийся -педагог- родитель- администрация" в образовательном пространстве образовательной организации.

              Социально-коммуникативное развитие во внедряемой модели осуществляется через субъект -порождающий и субъект- совместный тип во взаимодействии ребёнка со сверстником и детей со взрослыми.

              В разработанной теоретико-практической модели социально-коммуникативного развития выделены его уровни, которые соотнесены с характером  социально-эмоционального общения с ребёнком.

              Практическая значимость заключается в разработке образовательных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Социально-коммуникативное развитие дошкольников", "Социально-коммуникативное развитие младших школьников".

    Обоснование выбора методов исследования

              Для решения поставленных задач будут применены следующие методы исследования, адекватные его цели и задачам.

              Теоретический: системный анализ философских, социологических, педагогических, психологических источников по проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; сравнительно-сопоставительный анализ теорий, концепций, подходов, положений и идей для построения концепции исследования; метод моделирования.

              Эмпирические: анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.

    Экспериментальной базой исследования является МБОУ "Прогимназия "Радуга" и кафедра дошкольного и начального образования ОГБУ ДПО КИРО с привлечение общеобразовательных организаций города Курска и Курской области.

    Прогнозируемые результаты  

              Результатами реализации инновационного проекта станет:

    - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

    - формирование знаний ребёнка о себе, развитие адекватной самооценки;

    - развитие социального интеллекта дошкольника и младшего школьника;

    - развитие эмоционального мира детей, эмоциональной отзывчивости и сопереживания;

    -формирование готовности к совместной деятельности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

    - формирование правил поведения;

    - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции;

    -развитие субъектной позиции ребенка;

    -формирование безопасного адекватного поведения ребёнка в различных социальных ситуациях;

    -развитие коммуникативных универсальных учебных действий;

    -формирование языковой культуры;

    Средства контроля промежуточных и конечных результатов исследования

              Ход исследовательской работы предполагает регулярное обсуждение ее результатов на заседаниях педагогического совета Прогимназии совместно с преподавателями кафедры ДиНО, а также на заседаниях отделения начальных классов РУМО.

    № п/п Форма контроля                                                     
    1. Мониторинг результатов инновационной деятельности 2017-2021 гг.
    2. Публикации научно-методических материалов и разработок 2017-2021 гг.
    3. Создание научно-методического комплекса по теме инновационной деятельности 2017-2021 гг.
    4. Обмен опытом работы в рамках сетевого взаимодействию субъектов социального партнерства в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста 2017-2021 гг.
    5. Подготовка и издание сборников статей, монографий по теме инновационной деятельности 2019-2021 гг.

     Предложения по возможному использованию и внедрению результатов исследования

              По итогам исследования будет разработан ряд научно-методических материалов и осуществлена их диссеминация на муниципальном, региональном и федеральном уровнях:

    – научно-методические рекомендации по моделированию социально-коммуникативному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста;

    – образовательные  программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

              Предполагается использование результатов исследования в деятельности образовательных организаций, в системе повышения квалификации специалистов отрасли образования.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie