Инновационная педагогическая площадка
В феврале 2020 года прогимназия вошла в перечень центров и площадок, создаваемых для осуществления сетевого взаимодействия школьных библиотек Курской области.
В феврале 2020 года прогимназия вошла в перечень центров и площадок, создаваемых для осуществления сетевого взаимодействия школьных библиотек Курской области.
Тема:
«Моделирование и психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных социокультурных условиях»
Научные руководители:
Байбакова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук,
заведующая кафедрой дошкольного и начального образования, ОБУ ДПО КИРО
Травина Анна Алексеевна, директор МБОУ "Прогимназия "Радуга"
Основные идеи
ФГОС ДО,ФГОС НОО определяет требования к детям на первой и второй ступени образования. Важное значение имеют социальные и психологические характеристики личности ребёнка: положительное отношение к себе, другим и окружающему миру, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх и учебно-познавательной деятельности, способность договариваться, разрешать конфликтные ситуации, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, проявлять инициативность и самостоятельность во всех видах деятельности, соблюдать социальные нормы поведения и правила во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Указанные характеристики составляют основу социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Обоснование актуальности
В связи с тем, что дети приходят в образовательные организации из разных социальных сред, увеличивается количество детей, имеющих узкий круг детских контактов и поэтому испытывающих трудности общения, связанные с неуверенностью в себе, нерешительностью, отсутствием самостоятельности, либо, наоборот, приобретают эгоцентрические черты, конфликтное поведение, слаборазвитые умения, необходимые для игровой и учебной деятельности.
С позиции практики всё острее осуществляется необходимость поиска путей эффективного социально-коммуникативного развития в образовательной среде дошкольной образовательной организации и начальной школы.
Прогимназия "Радуга" является уникальной образовательной организацией, в которой проблема преемственности дошкольного и начального образования решается созданием специальных организационных и методических условий. Для повышения эффективности считаем необходимым разработать модель обеспечения социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с подробным анализом её структурных составляющих и реализацией психолого-педагогического сопровождения этого значимого аспекта детского развития.
Цель и задачи исследования
Цель: обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях развивающей образовательной среды Прогимназии "Радуга".
Задачи:
- провести диагностику условий и потребностей семей воспитанников и обучающихся Прогимназии "Радуга";
- создать условия реализации ООП ДО и ООП НОО, позволяющие максимально обеспечить социально-коммуникативное развитие детей;
- разработать и реализовать парциальную программу для дошкольников и программу внеурочной деятельности для младших школьников, направленную на социально-коммуникативное развитие с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей ;
- обеспечить широкий диапазон вариативности реализации модели социально-коммуникативного развития за счёт многообразия форм образовательной деятельности;
- разработать индивидуальные траектории социально-коммуникативного развития детей в рамках сетевого взаимодействия;
- обеспечить создание гибкой системы взаимодействия Прогимназии с образовательными организациями города и области, учреждениями дополнительного образования и методическими службами;
- создать условия для совершенствования кадрового потенциала и материально-технического оснащения Прогимназии;
- разработать критерии и показатели эффективности социально-коммуникативного развития дошкольников и младших школьников;
-обобщить педагогический опыт и разработать методические рекомендации по внедрению модели социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
Этапы проведения исследования
1) Оценка результативности внедрения модели социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (диагностика детей, анкетирование родителей);
2) Разработка и издание методических рекомендаций по внедрению модели;
3) Разработка программ социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
4) Организация и проведение психолого-педагогических семинаров, вебинаров, конференций для образовательных организаций по проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Научная и практическая значимость
Научная новизна заключается в разработке теоретико-практической модели психолого-педагогического обеспечения социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая включает совокупность взаимозависимых составляющих: интеграции методологических подходов, внешних и внутренних факторов, механизмов, этапов, критериев, уровней психолого-педагогических условий процесса социально-коммуникативного развития.
Одним из ключевых механизмов обеспечения социально-коммуникативного развития детей выступает полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса, которое даёт возможность на основе диалога выстраивать новые отношения взаимодействия в цепочке "обучающийся -педагог- родитель- администрация" в образовательном пространстве образовательной организации.
Социально-коммуникативное развитие во внедряемой модели осуществляется через субъект -порождающий и субъект- совместный тип во взаимодействии ребёнка со сверстником и детей со взрослыми.
В разработанной теоретико-практической модели социально-коммуникативного развития выделены его уровни, которые соотнесены с характером социально-эмоционального общения с ребёнком.
Практическая значимость заключается в разработке образовательных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Социально-коммуникативное развитие дошкольников", "Социально-коммуникативное развитие младших школьников".
Обоснование выбора методов исследования
Для решения поставленных задач будут применены следующие методы исследования, адекватные его цели и задачам.
Теоретический: системный анализ философских, социологических, педагогических, психологических источников по проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; сравнительно-сопоставительный анализ теорий, концепций, подходов, положений и идей для построения концепции исследования; метод моделирования.
Эмпирические: анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой исследования является МБОУ "Прогимназия "Радуга" и кафедра дошкольного и начального образования ОГБУ ДПО КИРО с привлечение общеобразовательных организаций города Курска и Курской области.
Прогнозируемые результаты
Результатами реализации инновационного проекта станет:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формирование знаний ребёнка о себе, развитие адекватной самооценки;
- развитие социального интеллекта дошкольника и младшего школьника;
- развитие эмоционального мира детей, эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
-формирование готовности к совместной деятельности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование правил поведения;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции;
-развитие субъектной позиции ребенка;
-формирование безопасного адекватного поведения ребёнка в различных социальных ситуациях;
-развитие коммуникативных универсальных учебных действий;
-формирование языковой культуры;
Средства контроля промежуточных и конечных результатов исследования
Ход исследовательской работы предполагает регулярное обсуждение ее результатов на заседаниях педагогического совета Прогимназии совместно с преподавателями кафедры ДиНО, а также на заседаниях отделения начальных классов РУМО.
№ п/п | Форма контроля | |
1. | Мониторинг результатов инновационной деятельности | 2017-2021 гг. |
2. | Публикации научно-методических материалов и разработок | 2017-2021 гг. |
3. | Создание научно-методического комплекса по теме инновационной деятельности | 2017-2021 гг. |
4. | Обмен опытом работы в рамках сетевого взаимодействию субъектов социального партнерства в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста | 2017-2021 гг. |
5. | Подготовка и издание сборников статей, монографий по теме инновационной деятельности | 2019-2021 гг. |
Предложения по возможному использованию и внедрению результатов исследования
По итогам исследования будет разработан ряд научно-методических материалов и осуществлена их диссеминация на муниципальном, региональном и федеральном уровнях:
– научно-методические рекомендации по моделированию социально-коммуникативному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста;
– образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
Предполагается использование результатов исследования в деятельности образовательных организаций, в системе повышения квалификации специалистов отрасли образования.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie